«Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі  Зелёный бор ауылының мектеп-гимназиясы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Школа-гимназия села Зеленый бор отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области»

Біз инстаграмдамыз

Схема проезда

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

КОМЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

21.11.2017

ГУ «Зеленоборская школа – гимназия

отдела образования Бурабайского района»

на 2016- 2020 годы

  I  Паспорт Программы «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ».

Наименование

программы

Комлексно-целевая программа «Одаренные дети»

 

Основание

для разработки Программы

Закон Республики Казахстан «Об  образовании»,  Государственная программа развития Программы образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы.

Разработчик Программы       

ГУ «Зеленоборская школа – гимназия отдела образования Бурабайского района»

Основные исполнители мероприятий Программы 

ГУ «Зеленоборская школа – гимназия отдела образования Бурабайского района»

 

Актуальность Программы

Разработка программы вызвана необходимостью повышения  эффективности  работы по выявлению и развитию одаренности учащихся, что предусмотрено Законом «Об образовании» РК и  Концепцией развития казахстанской школы. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым интеллектуальным уровнем самосознания, способного к

концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому учащемуся сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции,

культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.

Цель Программы

определение стратегии  и принципов педагогического и психологического взаимодействия в работе по раннему выявлению, поддержке и развитию одаренных и талантливых детей.

Задачи

 

Педагогические задачи:

·Совершенствование системы целенаправленного выявления одаренных детей;

·Обеспечение максимально благоприятных  условий для личностного развития одаренных детей, реализация индивидуальных траекторий развития Я – концепции каждого

ребенка;

· Создание условий для реализации творческих способностей  одаренных детей в процессе научно – исследовательской и поисковой деятельности;

· Стимулирование творческой деятельности одаренных детей;

· Повышение профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми.

 Задачи развития:

  • развитие личности одаренных учащихся;
  • развитие учебной деятельности, развитие их субъектности в ней;
  • развитие позитивной Я-концепции;
  • развитие творческой самостоятельности;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие рефлексивных умений.

Принципы педагогической деятельности в работе с

одаренными детьми

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

·  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

·  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

·  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

·  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Ожидаемые результаты

· Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.

· Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;

·  Создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями;

·    Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;

·   Расширение диапазона мероприятий (олимпиады, выставки, конкурсы, фестивали, соревнования, конференции) для раскрытия творческих способностей учащихся;

·Формирование информационного банка данных по направлению «Одаренные дети»;

·    Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми, совершенствование их мотивации к научно-исследовательской, научно-экспериментальной деятельности и, как следствие, повышение качества образовательного процесса в

целом.

Критерии оценки эффективности

ожидаемых результатов

·   Количественные и качественные показатели участия школьников в  олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах.

·    Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.

·        Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.

·      Рост профессионального мастерства учителей, работающих с одарёнными детьми, отраженный в «портфолио» учителя-предметника.

·        Уровень социальной успешности выпускников.

·        Мониторинг достижения запланированных результатов.

·        Мониторинг успеваемости учащихся школы по итогам учебных четвертей и года.

·        Мониторинг участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

·        Тестовая диагностика личностного роста школьников.

·        Анализ достижений по направлениям образовательной

работы школы.

·  Тестовая диагностика удовлетворённости образовательной подготовкой (ученики, родители).

Сроки реализации Программы

2016 – 2020 год                       

Организация и контроль за выполнением Программы

 

Координацию выполнения Программы администрация школы оставляет за собой:

·         анализирует ход выполнения Программы, действий по ее реализации и вносят предложения на педагогический совет по егокорректировке;

·        осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы;

·        осуществляет тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и обучающихся.

Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседани Педагогического Совета.

II  Направления деятельности по реализации программы

  Интегрированной  гуманистической  направленностью  программы является создание в рамках действующей учебно – воспитательной системы образовательного учреждения обогащенной образовательной среды, которая обеспечивает поддержку и развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей, склонностей и

задатков.

  1. Организационно – педагогическое и управленческое обеспечение.

          1. 1.  Определение целей и задач, содержание деятельности школы - гимназии по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей.

          1. 2.  Мотивация педагогических кадров на работу с одарёнными детьми, мотивация детей к обучению и творческой деятельности.

          1. 3.   Прогнозирование результатов образовательной деятельности с одарёнными детьми.

          1. 4.   Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с одарёнными детьми

2. Методическое обеспечение.

2.1. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

2.2. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

2.3. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

2.4. Мониторинг работы системы

3. Информационное обеспечение.

3. 1. Нормативно-правовое обеспечение

3. 2. Программное обеспечение (типовые авторские программы элективных курсов, факультативов и т.п.)

3. 3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям)

3. 4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

  III  Этапы реализации

1.  Подготовительный этап.  Начальная школа.

Цель – обеспечить психологическую подготовку учителей начальной школы к организации учебной и воспитательной работы с одаренными и талантливыми детьми.

Задачи:    на этапе поступления детей  в школу выявить не только готовность к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей,  личностные особенности, специальные интересы и возможности; разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие дальнейшее развитие творческой одаренности и специальных способностей детей; определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренного ребенка; способствовать проявлению и реализации широкого спектра его увлечений; совместно с родителями, поддерживать одаренного и талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.

Реализация:   

1.  Формирование навыков эффективной организации труда.

2. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

3. Формирование познавательного интереса.

4. Выявление способных учащихся

5. Формы:

·  Урок.

·  Внеклассная работа.

·  Кружки

·  Секции.

2. Основная школа  (5-9 классы)

Развитие одаренных подростков

Цель - обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.

Задачи:   выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации; проведение для подростков факультативных занятий по программам “Основы исследовательской деятельности ”,  “Я исследователь” и другие; организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам в кружках по интересам при школе, ДК, спорткомплексе;  психологическое консультирование учащихся.

Реализация:

    2. 1. Творческий этап:  5 – 7 класс

  1. Совершенствование навыков научной организации труда.
  2. Формирование познавательного интереса.
  3. Творческое развитие учащихся.
  4. Индивидуальная работа со способными школьниками.
  5.  Формы:

·        Урок.

·        Внеклассная работа.

·        Предметные недели.

·        Школьные олимпиады.

·        Факультативы.

·        Школьная конференция НОУ.

·        Кружки.

·        Секции.

 

2. 2. Развивающий этап: 8 – 9 класс

 

  1. Совершенствование навыков научной организации труда.
  2. Развитие расширение познавательных интересов учащихся.
  3. Формирование исследовательских навыков.
  4. Развитие информационной культуры учащихся
  5. Формы работы:

·        Урок.

·        Внеклассная работа.

·       Предметные недели.

·        Олимпиады.

·        Факультативы.

·        НОУ.

·        Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

·        Элективные курсы.

 

3.  Старшая школа (10-11 классы) Исследовательский этап.

 

Развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения.

Цель - развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения.

      

Реализация:

  1. Совершенствование исследовательских навыков.
  2. Совершенствование информационной культуры учащихся.
  3. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.
  4. Формы:

·        Урок.

·        Внеклассная работа.

·        Предметные недели.

·        Олимпиады.

·        Факультативы.

·        Профильные курсы.

·        НОУ.

·        Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ

 

IV  Управление  системой  работы с одаренными детьми.

 

1. Функции администрации образовательного  учреждения.

1. 1.  Анализ имеющейся нормативно-правовой базы и разработка локальных актов.

1. 2.  Анализ потребностей детей, их родителей, уровней мотивации и разработка программы и планов их удовлетворения.

1. 3.  Анализ ресурсов образовательной среды для реализации программы и  ресурсное обеспечение.

1. 4. Обеспечение сохранения психического и физического здоровья одарённых детей.

1. 5. Мониторинг развития одарённых детей, результативность обучения, деятельности. Определение результативности деятельности структурных подразделений

 

2.   Функции методической службы по работе с одаренными детьми

2. 1. Определение приоритетных направлений работы с одаренными детьми.

2. 2. Определение критериев эффективности  работы с одаренными детьми.

2. 3. Организация и проведение  семинаров по проблеме работы с одаренными детьми.

2. 4. Корректировка индивидуальных программ работы с одаренными детьми.

 2. 5. Корректировка действий учителей, работающих с одаренными детьми.

 

3. Функции методических объединений (МО) по  организации работы с одаренными детьми.

3. 1. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные МО.

3. 2. Разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы.

3. 3. Подбор заданий повышенной сложности для одаренных детей через предметные МО.

3. 4. Обобщение и систематизация результатов деятельности  МО.

3. 5. Обобщение результатов научно – исследовательской деятельности учащихся.

3. 6. Тиражирование результатов научно – исследовательской деятельности учащихся.

 

4. Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми.

4. 1. Организация и  проведение занятий с одаренными детьми.

4. 2. Разработка, корректировка, усовершенствование учебных программ для работы с одаренными детьми.

4. 3. Мониторинг  результатов занятий с одаренными детьми.

4. 4. Организация индивидуальных занятий с одаренными детьми.

4. 5. Организация контроля знаний  одаренных детей, выполнения программ.

4. 6. Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

4 .7. Творческие отчеты по предметам в рамках реализации индивидуальных программ.

4. 8. Подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными учащимися.

5.  Функциональные обязанности  классных руководителей.

5.1. Выявление детей с общей одарённостью.

5.2. Оформление в дневниках классных  руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.

5.3. Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих

способностей.

6. Функциональные обязанности  руководителей кружков и секций.

6.1. Выявление одарённых детей.

6.2. Организация творческих отчётов детей.

6.3.  Предоставление необходимой информации классным руководителям.

6.4. Консультирование родителей.

Календарный  план  мероприятий

№№

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.     

 

Уточнение  списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или видов деятельности.

Сентябрь

Заместитель

директора по ПО

2.     

 

Уточнение и коррекция банка данных одаренных детей

Сентябрь

Заместитель

директора по ПО

3.     

 

Участие в конкурсах, олимпиадах, проектах различных направлений и уровней.

В течение года

Заместители

директора

4.     

 

Организация  и проведение фестиваля «Интеллектуальный лидер  года».

Май

Заместитель

директора по ПО

5.     

 

Организация и проведение Декады

гимназиста.

Октябрь

Заместители

директора

6.     

 

Подготовкаи проведение школьного тура республиканской предметной олимпиады.

ноябрь

Заместители

директора

7.     

 

Подготовка победителей внутришкольных олимпиад к участию в районных  олимпиадах

ноябрь -декабрь

Учителя-предметники

8.     

 

Анализ результатов районных

олимпиад.

Январь

Заместители

директора

9.     

 

Создание портфолио одаренных детей.

В течение года

Классные

руководители

10. 

 

Выставка – конкурс  портфолио

одаренных детей.

Апрель

Заместитель

директора по ПО

11. 

 

Организация семинара для учителей

школы по вопросам научно-исследовательской работы с учащимися.

Октябрь

Заместитель

директора по ПО

12. 

 

Выявление одаренных и способных к

научно-исследовательской работе старшеклассников.

Сентябрь

Учителя  – предметники

13. 

 

Организация

научно-исследовательской работы учащихся.

Октябрь

Заместитель

директора по ПО

14. 

 

Заседания

НОУ.

Раз в четверть

Председатель

НОУ

15. 

 

Создание банка данных

исследовательских работ.

В течение года

Заместитель

директора по ПО

16. 

 

Разработка методических

материалов в помощь организаторам научно-исследовательской работы с

учащимися.

В течение года

Заместитель

директора по ПО

17. 

 

Создание каталога изданий

методических материалов в помощь организаторам научно-исследовательской работы

учащихся.

В течение года

Заместитель

директора по ПО

18. 

 

Организации и проведение

внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей

учащихся.

В течение года

Заместители

директора Руководители МО

19. 

 

Проведение предметных недель с

активным участием одаренных учащихся. 

Согласно плану МР

Руководители

МО

20. 

 

Проведение Недели Науки (конкурс

проектов).

Март

Заместитель

директора по ПО

21. 

 

Участие

НОУ в районной научно-практической конференции.

апрель

Председатель  НОУ

22. 

 

Выпуск информационных бюллетеней

о результатах олимпиад и конкурсов.

В течение года

Заместитель

директора по ПО

23. 

 

Организация и взаимодействие с

общественными организациями и объединениями по вопросам работы с одаренными

детьми.

В течение года

Заместитель

директора по ПО

24. 

 

Тренинги для обучения одаренных

детей навыкам поддержания психологической стабильности, психорегуляции,

творческого саморазвития.

В течение года

Школьный

психолог

25. 

 

Мониторинг состояния здоровья

одаренных детей.

В течение года

Медицинский

работник

26. 

 

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и

одарённых школьников

В течение года

Школьный

психолог

27. 

 

Организация

участия школьников в Международных, республиканских  олимпиадах, конкурсах («Акбота», «ПОНИ»,

КИО и другие)

В течение года

Заместители

директора, классные руководители

28. 

 

Поддержка

творческих направлений развития личности гимназистов: КВН, ЮИД,  и др.

В течение года

Заместители

директора

29. 

 

Организация  и проведение фестиваля «Интеллектуальный лидер  года».

Май

Заместитель

директора по ПО

30. 

 

Обобщение и систематизация информации о

конкурсах, олимпиадах, НПК для школьников 

по различным направлениям в текущем учебном году.   

Май

Заместитель

директора по ПО

31. 

 

Распространение

эффективных практик по работе с одаренными детьми в СМИ, на сайте школы.

В течение года

Заместитель

директора по ПО

32. 

 

Анализ

предоставляемых школой - гимназией возможностей развития одарённых детей

Май

Директор,

руководители ШМО

Просмотров: 544


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст