Одарённость человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели чрезвычайно актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества. Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Будущее человеческой цивилизации зависит от реализации одаренности детей. Одаренные дети - будущий цвет нации, интеллектуальная элита, гордость и честь страны.
Стратегия работы с одаренными детьми в Зеленоборской школе - гимназии заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных школьников, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Комплексно - целевая программа «Одаренные дети», разработанная на пять лет, отражает принципы, задачи и направления этого важного аспекта
педагогической деятельности.
В Зеленоборской школе – гимназии сложилась система выявления, сопровождения и совершенствования детской одаренности. Работа с одаренными детьми ведется в плане развития организационных, учебно-познавательных (академических и интеллектуальных), информационных и коммуникативных компетенций через внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий, широкое использование компьютерной техники и Интернета, индивидуальную работу, массовое участие школьников в различных предметных и внеклассных конкурсах различных уровней, интеллектуальные игры. Ежегодно традиционно проводятся предметные недели, Гимназическая декада, внутришкольная предметная олимпиада, интеллектуальный марафон. Все мероприятия направлены на совершенствование творческих возможностей и способностей ребенка в различных областях.
В течение 23 лет работает научное общество учащихся «Армандастар». Для развития исследовательских навыков школьников в рамках гимназического компонента реализуются программы
дополнительного образования «Проектная деятельность «Первооткрыватели» в начальном звене, «Основы проектно - исследовательской деятельности» - в среднем. Юные исследователи успешно выступают на районных, областных, республиканских конкурсах научных проектов.
С 2016 года Зеленоборская школа – гимназия является областной экспериментальной площадкой по теме «Совершенствование учебной мотивации участников образовательного процесса в условиях современной школы». В рамках эксперимента разработана система мер для развития внутренней и внешней мотивации одаренных детей, в частности, внедрена рейтинговая оценка результатов участия в интеллектуальных соревнованиях. Интеллектуальный марафон стартует в сентябре. Учебные комиссии фиксируют каждый успех, каждое интеллектуальное достижение одноклассников, оценивают в баллах согласно утвержденной учебной комиссией школы рейтинговой таблице, составляют Досье достижений своего класса. По результатам рейтинговой оценки достижений присваиваются звания «Интеллектуальный лидер года», «Магистр», «Бакалавр». В конце учебного года в торжественной, праздничной обстановке в присутствии родителей проводится традиционный праздник чествования Умников и Умниц, награждение, присвоение почетных титулов.
Работа с одаренными детьми включается в качестве приоритетного направления в систему научно-методической работы. В плане работы каждого предметного МО отражается отдельное направление - работа с одаренными детьми по предметам. Вопросы методического сопровождения данной деятельности обсуждаются также и на заседаниях методического совета школы – гимназии, совещаний при директоре, завуче. Научно – методическим советом ведется разработка программы изучения личности одаренного ребенка, индивидуальных карт развития одаренных детей.
Хорошим показателем успешной реализации программы «Одаренные дети» является постоянное увеличение количества участников и призеров интеллектуальных конкурсов и олимпиад различного уровня. Так, в прошедшем учебном году призерами областного тура республиканской предметной олимпиады стали Шакиева Айгерим (правоведение) и Кан Елена (русский язык). В областной олимпиаде «Жарқын болашақ» дипломы III степени завоевали Шаймуратова Анель и Кудайбергенова Диана. Школа – гимназия гордится юными исследователями Лысачевым Данилой (диплом I степени республиканского конкурса исследовательских работ «Зерде») и Кан Еленой (диплом III степени республиканского конкурса научных проектов школьников).
За каждым достижением ученика - труд учителя Результативная работа с одаренными детьми - это постоянный упорный труд учителя, грамотно выстроенная системы урочной и внеклассной работы. Успешно реализуют программу «Одаренные дети» в рамках своего учебного предмета Прохорова И. А., Акатова А. А., Сагандыкова У. Х., Косарева П. В.
Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива школы – гимназии, одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь. Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самоизменению и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий.