Цель:
Познакомить с основными признаками семейства Пасленовые, разнообразием и значением растений в природе и жизни человека. Научить учащихся разнообразным приемам работы с текстом учебной статьи и умениям находить необходимые сведения и выделять главную мысль в содержании текста, конструировать вопросы по содержанию учебной статьи, определять черты сходства и различия в изучаемых объектах.
Оборудование: гербарий томата, картофеля, паслена, табака, петуньи, белладонны, дурмана, перца, баклажана, модель цветка картофеля, таблица «Семейство Пасленовые»,
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний.
3. Работа по вариантам:
Из списка признаков и названий растений необходимо выбрать тезисы, соответствующие семействам Крестоцветные и Розоцветные.
1.Стручок А.Капуста
2. Ягода Б. Земляника
3. Кисть. В. Вишня
4. Семянка. Г. Горчица
5. Костянка Д. Пастушья сумка
6. Щиток Е. Абрикос
7. Травы Ж. Яблоня
8. Ч4 Л4 Т2+4П1 З. Хрен
9. Ч5 Л5 Т8П1 И. Ярутка.
10. Деревья К.Шиповник
Ответы 1 вариант крестоцветные 1,3,7,8,А,Г,Д,З,И
2 вариант розоцветные 2,4,5,6,9,10,Б,В,Е,Ж,К
4.Рефлексия: отгадайте загадки:
1. Ягода - красна,
Ягода –вкусна,
Режь да соли!
Ешь да хвали!
/Томат/
2. Помидору - брат,
А кумачу не рад:
Он в лиловой рос одежке,
Не краснеет даже в лежке.
/Баклажан/
- Сегодня мы познакомимся с семейством, к которому относятся эти растения.
4. С помощью учителя составление систематического положения семейства.
царство, подцарство, отдел, класс, семейство.
5. Просмотр видео.
6. Многообразие
Читают подготовленные ребята о картофеле и белене.
7. Работа в парах
Прочтите статью учебника и рисунки и рассмотрите гербарий растений данного семейства. Выполните задания:
1. Составьте в тетрадях таблицу
«Характеристика семейства Пасленовые»
Признак |
Характеристика
|
Формула цветка |
|
Соцветие |
|
Плод |
|
Жилкование листьев |
|
Характеристика листа (простой, сложный) |
|
Корневая система |
|
Представители |
|
Значение |
|
2. Лабораторная работа № 24 учебник стр. 148.
После описания семейств историческая справка, подготовленная учениками:
4.Беседа
1. Какие признаки указывают на принадлежность этого семейства к классу Двудольных?
2. Какие признаки помогают отличить растения разных семейств?
3. Физминутка поднимаем руки правую Крестоцветных , Левую паслёновые и обе если характеристика похожа
1. плод- стручок
2. соцветие кисть
3. сорные растения
4. содержат яд- соланин
5. плод – ягода
6. семя с двумя семядолями
7. жилкование листьев сетчатое
8. в цветке по 5 чашелистиков и лепестков.
9. корневая система стержневая.
4. Цветные карточки
1. картофель
2. горчица
3. перец
4. табак
5. редис
6. белена
7. пастушья сумка
8. ярутка
Домашнее задание Слайд ….
По желанию выполнить творческое задание