НЕДОСТАТКИ МОЛОДОГО
УЧИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С УЧАЩИМИСЯ
И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Недостатки в работе молодого учителя |
Реакция учащихся на недостатки |
Способы преодоления недостатка |
Неумение поддерживать внимание школьников |
Отсутствие дисциплины и работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются, шалят |
Увлекательный рассказ; активизация учения школьников |
Затруднение в распределении внимания между всеми учащимися |
Наличие аритмии в овладении знаниями |
Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка акцентов |
Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся |
Неприязненное отношение к учителю |
Сочетание требовательности с доверием |
Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться |
Безответственное поведение |
Соблюдение меры в требованиях |
Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях |
Несерьезное, неуважительное отношение к учителю |
Тщательная обдуманность поступков |
Неумение концентрировать внимание на главном, естественном |
Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении |
Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации |
Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника |
Ощущение постоянной перегрузки |
Ориентация на овладение существенной (обязательной) информацией по учебнику |
Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания |
Пассивное отношение к восприятию информации |
Постоянное нацеливание на переосмысление главного |
Игнорирование самостоятельной работы учащихся |
Потеря ответственности и целеустремленности |
Чередование различных видов работы |
Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации |
Безразличное отношение к информации учителя |
Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации как фактор нацеливания учащихся на ее осмысление |
Неумение опираться на коллектив учащихся |
Пассивное поведение части учащихся |
Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей учащихся |
Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся |
Потеря ответственности в выполнении установки педагога |
Периодическая целенаправленная проверка осмысления учащимися заданий учителя |
Механическое перенесение чужого опыта в свою работу |
Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке |
Творческое переосмысление методов обучения учащихся соответственно складывающейся ситуации |
НЕДОСТАТКИ В УЧЕБНОЙ РАБОТЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Деятельность педагога |
Мотивы поведения и состояния учащихся |
Пути устранения недостатка |
Однообразная структура урока |
Приспособление к действиям учителя, отсутствие пытливости и интереса |
Структура урока, соответствующая целям обучения школьников |
Одергивание и угроза - основные стимулы общения |
Неприязненное отношение к требованиям учителя |
Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику |
Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике |
Отсутствие внимания, скука |
Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию |
Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика (несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание |
Нервозное состояние отвечающего ученика |
Внимание к логически закончен ной информации (вербальной, средствами акцентов на главном, составление плана) |
Недооценка или переоценка познавательных возможностей учащихся |
Притупление интереса в учении |
Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение |
Отсутствие индивидуального подхода к учащимся |
Потеря уверенности в знаниях |
Умелое и своевременное поощрение интересов учащихся; постановка их перед фактом интеллектуального роста |
Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащимся |
Замедление интеллектуального развития учащихся, притупление интереса к учению, преодоление трудностей |
Создание творческой активности |
Нерациональное распределение времени на уроке |
Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении |
Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении |
Противопоставление себя классу |
Конфронтация с учителем |
Разумная требовательность, установление деловых отношений |
Предпочтение словесному методу |
Снижение интереса к информации учителя |
Усиление внимания к частично поисковым проблемным методам общения |
Повышенное внимание к проблемному обучению |
Неумение строить логически законченный рассказ |
Сочетание объяснительно иллюстративных и эвристических методов общения |
Деятельность педагога |
Мотивы поведения и состояния учащихся |
Пути устранения недостатка |
Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала(в качестве привлечения дополнительной информации |
Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний |
Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности (по Л.В.Занкову) |
Формальное отношение к оценке знаний учащихся |
Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению |
Ознакомление учащихся с критериями оценок |
Перегрузка учащихся дополнительной информацией |
Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой |
Тщательный отбор дополни тельной информации |
Обезличенный подход к учащимся (безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственных отношений |
Неуважение педагога как несерьезного и неответственного человека |
Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношениях и в общении |
Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала |
Потеря веры в собственныв силы, негативное отношение к учению |
Переосмысление обязательной информации с учетом доступности овладения его учащимися; дополнительные индивидуальные занятия (в особых случаях) |
Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении (недостаточное внимание к формированию содержательных обобщений, когда усвоение абстрактно-всеобщего предшествует усвоению конкретно чувственного |
Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятии |
Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; переориентировка рассудочно эмпирического мышления на развитие у учащихся научно теоретического мышления (по В.В. Давыдову) |