«Ақмола облысы білім басқармасының Бурабай ауданы бойынша білім бөлімі  Зелёный бор ауылының мектеп-гимназиясы» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Школа-гимназия села Зеленый бор отдела образования по Бурабайскому району управления образования Акмолинской области»

Біз инстаграмдамыз

Схема проезда

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Учебные проекты как форма активизации деятельности, развития мотивации и социализации субъекта образовательного процесса

03.04.2017

Основное  требования современного общества к школе - формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, систематически пополнять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, применять их на практике.  Наша задача - привить привычку и умение самостоятельного продвижения в информационном поле, умение ставить и решать задачи в учебной деятельности и повседневной жизни.

Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Известно, что человек лучше всего усваивает  те знания, которые использовал в своих практических действиях, применял к решению реальных задач.

Что необходимо школьникам для успеха?

•     Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи.

•     Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них.

•     Уметь работать в команде и обладать навыками общения.

•  Эффективно использовать знания реальной жизни. Эффективные педагогические технологии, которые способствуют этому:

•    Обучение в сотрудничестве.

•    Метод проектов.

•    Проблемное обучение.

•    Исследовательский метод.

•    Вариативное, модульное обучение.

«…технологические достижения ничего не значат, если учителя не знают, как их эффективно использовать. Чудеса творят не методики, не компьютеры, а учителя,» - подчеркивал Craig Barrett ( генеральный директор Intel).

Метод проектов здесь является лучшим помощником учителя. Этот метод может рассматриваться как способ универсального познания мира учащимися и как инструмент индивидуального развития личности, ее творческого потенциала, формирование навыков самоопределения.

Что же такое проект? Слово «проект»- заимствованное из немецкого языка в петровскую эпоху от латинского “прожект” (Этимологический словарь) Проект – план, предположение, предначертание; задуманное, предположенное дело, изложенное на письме или в чертеже. Проектировать= прожектировать – задумать, загадать, предположить, сообразить к исполнению. (В.Даль). Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель и т. д 

Разработанный ещё в первой половине 20 века, метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности. Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем, реферат или доклад. Вообще путаница с терминами здесь довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которых проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как о методе обучения, а у учеников – о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы. Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей.

Прежде чем говорить о проекте как о методе обучения, давайте внесем ясность. Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.      Бухаркина М.Ю.

  Типы проектов

Групповые

Индивидуальные

Виды:

Практико-ориентированный проект

Исследовательский проект

Информационный проект

Творческий проект

Игровой или ролевой проект

  Проектная деятельность состоит из 5 этапов. Каждый этап ставит определённые задачи.

Первый этап – определение темы и цели.  Задачи данного этапа: собрать идеи, обсудить, прийти к общему мнению, сформулировать цели проекта. Задачи учителя как организатора проекта пробудить интерес к теме, вести обсуждение темы и проблем, помогать в определении цели и задач.

Второй этап – планирование работы: от цели к распределению этапов и обязанностей. Задачи этапа: определить формы работы, спланировать работу в соответствии со сроком её готовности, определить способ сбора информации, распределить обязанности. Задачи учителя на данном этапе: дать общее представление обо всём процессе проектной деятельности, закрепить в сознании учащихся принятые ими решения.

Третий этап – реализация проекта.

Основные задачи: определить конкретные задания, работать в группах (групповой проект) или индивидуально (индивидуальный проект), совместно координировать работу, вносить изменения в планирование.

Задачи учителя на данном этапе: оказывать помощь в поиске и обработке информации, держать под контролем развитие конфликтов, осуществлять контроль временных рамок.

Четвёртый этап – презентация проекта. Задачи этапа: решить, кто и что будет представлять, выбрать форму презентации, подготовиться к вопросам. Задачи учителя: познакомить с техниками и формой презентаций, оказать помощь в проведении презентации.

 Последний пятый этап – рефлексия и оценка проекта. На данном этапе оцениваются результаты проекта, индивидуального вклада, вклада группы.

  Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся являются:

  • Мотивация;
  • Выбор направлений исследований;
  • Постановка задачи;
  • Фиксация и предварительная обработка данных;
  • Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
  • Оформление результатов работы;
  • Грамотное представление исследовательской работы.

 

Очень важно заинтересовать ученика в выполнении данной работы, выбрать тему, которая действительно его увлечёт и будет связана непосредственно с его интересами. Выбирая тему работы, важно осознавать её практическую значимость и задаться вопросом: зачем данное исследование? В какой области и для чего можно использовать данное исследование? Вместе со мной ученик составляет план работы по выбранной теме Следующий этап- ознакомительный. Ученик должен прочитать как можно больше статей, брошюр, книг по выбранной теме, чтобы знать, какой аспект темы хорошо изучен, а какие проблемы ещё не решены и можно сказать своё слово в этом направлении. На этом этапе выдвигается гипотеза, которая после исследования должна либо быть подтверждена, либо опровергнута. Самым трудным и важным этапом работы является сбор материала. Чем больше материала для исследования, тем шире диапазон изучаемого явления, тем научнее и весомее будут выводы.

Собранный материал тщательно анализируется, классифицируется. Используются различные методы и способы исследования: наблюдение, сопоставление фактов, составление диаграмм, графиков и таблиц. проводится опрос и анкетирование людей разного возраста и социальных групп. В ходе исследования делаются сначала промежуточные выводы, а затем окончательные. Ученик, возвращаясь к началу своей работы, анализирует выполнение поставленных целей и задач. Когда исследование завершено, начинается этап оформления. Работа должна быть не только интересна, но и ярко, наглядно оформлена. Для этого делается презентация, в которую включаются фотоснимки, архивные материалы, графики и диаграммы, рисунки учащихся и т.д. У учеников есть замечательная возможность представить свою собственную работу на разных уровнях научно-исследовательских конференций: школьном, городском, областном, международном.

  Главные условия организации работы над проектом.

1.    Профессионализм учителя, знание проектной методики, осознание широких возможностей учащихся в процессе проектной деятельности.

2.    Обучение учащихся технологии проектной деятельности, умению чётко выполнять спланированную работу.

3.    Стремление учащихся работать над проектом.

4.   Начатую совместную деятельность учителя и учащихся по проекту следует доводить до конца, поэтапно согласуя промежуточные результаты.

5.    Доступность информации о ходе проекта.

6.   Доступная ученикам библиотека, медиатека.

7.    Рабочие уголки групп проекта.

8.    Наличие материалов справочной литературы для самопроверки.

9.   Учебные пособия и другие материалы, отобранные в соответствии с их полезностью.

 

 

 

 

Просмотров: 724


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст