ЧТО ПОМОГАЕТ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ БЫСТРЕЕ
АДАПТИРОВАТЬСЯ В УСЛОВИЯХ НАЧИНАЮЩЕЙСЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Наблюдательность и обдуманность в отношениях и поведении. Необходимо прислушиваться к мнению каждого учителя, мастера и немастера, опытного и стремящегося к этому, ответственного и безынициативного, но не спешить е выводами и заключениями, а тем более с оценками работы коллег. Однако это не означает безликость специалиста в отношениях с коллегами. Свою точку зрения надо уметь отстаивать, но достаточно аргументировано, без лишней горячности, с соблюдением такта. Но и прятать себя не стоит. Справедливость всегда побеждает.
2. Знание предмета, личное трудолюбие и ответственность в деле. При этом очень важно безупречно, со всей серьезностью выполнять общественные поручения. Выполнять любое общественное поручение нужно с душой, т.е. так, чтобы оно оставило след в душах питомцев. Это помогает учителю уже с первых шагов педагогической работы утвердиться в качестве серьезного и вдумчивого специалиста, умелого воспитателя.
3. Разумная требовательность и педагогический такт. Эти качества характеризуются и сопровождаются личным примером в деле. Разумная требовательность предполагает также объективность в суждениях и оценках. К любому совету, даже неквалифицированному, нужно прислушиваться. А отстаивать свою точку зрения правомерно лишь на основе проверенных фактов. При этом надо помнить, что одно и то же действие в различных условиях проявляется по-разному. Молодому учителю важно как можно больше учиться опыту общения с детьми у опытных учителей, чаще посещать их уроки.
4. Чуткость и доброжелательность в отношении с коллегами по работе, уравновешенность в поведении, идейность во всем. При этом никогда не следует занимать выгодную для себя позицию, если приходится иметь дело даже с большинством недобросовестных и нечестных работников. Надо постоянно руководствоваться целями дела, интересами общества и государства. Моральный капитал возвышает человека в любой обстановке, украшает его жизнь, делает человека нужным и счастливым.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК, ДОПУСКАЕМЫХ НАЧИНАЮЩИМ УЧИТЕЛЕМ
1-я группа. Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учащимися:
1) проявление невнимания к одаренным детям;
2) проявление невнимания к отстающим детям;
3) предъявление непосильных требований к учащимся;
4) необдуманность принимаемых решений в отношении недисциплинированных учащихся;
5) нетребовательность к учащимся в стремлении завоевать "дешевый" авторитет;
6) проявление фактов грубого обращения-с детьми;
7) стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокращения расстояния "учитель - ученик";
8) неуверенность в себе, в правильности своего поведения в тех или иных случаях;
9) незнание психологии детского возраста, непонимание причин того или иного поступка учащимися;
10) стремление завоевать авторитет "любой ценой";
11) невыполнение данных учащимся обещаний;
12) неоправданная апелляция по мелочам к руководству школы;
13) излишняя придирчивость, чрезмерная суровость в отношении к детям;
14) жалобы на детей родителям, классному руководителю, учителям.
2-я группа. Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учителями:
1) неуважение к опыту и мудрости старших;
2) бестактность в обращении со старшими;
3) стремление уединиться, чтобы не участвовать в жизни коллектива;
4) пренебрежение к сложившимся традициям коллектива;
5) неблагодарность за помощь, которую оказывает учитель;
6) обсуждение учителей "за глаза".
3-я группа. Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых учителей между собой:
1) необъективная оценка результатов работы своихтоварищей;
2) отсутствие критического отношения к поведениютоварищей;
3) нетребовательность друг к другу;
4) неумение преодолеть сложившиеся в студенческой среде отношения в новой обстановке (вместо "Вы" - "ты", вместо "Геннадий Иванович" - "Гена").
4-я группа. Ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанности и общей культуры молодого учителя:
1) стремление переложить порученное дело на другого;
2) невыполнение прямых обязанностей;
3) отсутствие инициативы и творческого начала в работе;
4) недисциплинированность;
5) нарушение норм и правил этикета.
5-я группа. Ошибки, связанные с недостаточной общей и "технической" подготовкой молодого учителя к самостоятельной работе:
1) недостаточное знание предмета и методики изложения;
2) неумение управлять своим состоянием;
3) отсутствие навыков общения;
4) неотработанная дикция, жесты, мимика, движение;
5) неумение правильно действовать в различных ситуациях;
6) медленная реакция, рассеянность на уроке;
7) мышечные зажимы, скованность.
6-я группа. Ошибки, связанные с переоценкой начинающим учителем своих сил и возможностей:
1) самоуверенность, выражающаяся в неприятии советов, рекомендаций учителей;
2) высокомерие, выражающееся в неприятии советов, рекомендаций учителей;
3) формальное отношение к выполнению своих обязанностей;
4) категоричность суждений.
ТРЕБОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1) Соблюдение логики: наука педагогика теория обучения концепция законы и закономерность общепедагогические принципы дидактические принципы правила обучения.
2) Соблюдение специальных правил организации урока на основе логики процесса обучения, принципов обучения и закономерностей преподавания.
1-е - определение задач (образовательной, воспитательной, развивающей), связанных с общей дидактической установкой, вытекающих из социального заказа общества школе. В образовательную задачу включается: усвоение новых знаний, умений, навыков, способов добывания и применения знаний и умений; в воспитательную - формирование убеждений, нравственных привычек, определенных качеств личности; в развивающую - формирование и развитие интеллектуальных способностей, формирование приемов самостоятельной познавательной деятельности.
2-е - уточнение типа урока, подготовка содержания учебного материала, проведение его дидактической обработки (соотнесение с дидактическими принципами, с возможностями и способностями учащихся, определение логики изучения материала, формулирование выводов и определение времени для из обсуждения), определение и установление связи изучаемого материла с жизнью, с практикой, установление межпредметных и внутрипредметных связей, определение учебных заданий для самостоятельной познавательной деятельности учащихся, отбор оборудования урока и дополнительных источников знаний.
3-е - уточнение дидактических учебных задач урока.
4-е - выбор наиболее необходимых методов и приемов обучения в соответствии с поставленными задачами, содержанием материала, уровнем обученности учащихся, определением форм обучения (коллективной, парной, групповой, индивидуальной), обеспечивающих наиболее эффективное усвоение учебного материала.
5-е - определение структуры урока:
1) дидактической - актуализация прежних знаний и умений, формирование новых понятии и способов действий, применение сформированных знаний, умений и навыков;
2) методической подструктуры - проверка усвоенных знаний, умений и навыков, а также варианты их применения, упражнения, объяснения и другие способы изучения нового материала, демонстрация кинофильмов, различных наглядных пособий, решение познавательной задачи, упражнение по совершенствованию приобретенных знаний, умений и навыков, задание на дом.